ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ 25 ноября 1810 года (207 лет назад) родился Николай Иванович Пирогов - русский ученый, врач, педагог и общественный деятель. Мало кто знает, что знаменитый хирург и естествоиспытатель был еще и увлеченным педагогом, встречался с Константином Дмитриевичем Ушинским. Предлагаем вашему вниманию статью Е.Н. Никулиной к 200-летию Николая Ивановича Пирогова, опубликованную в «Вестнике Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета» К.Д. УШИНСКИЙ О ЗНАЧЕНИИ Н.И. ПИРОГОВА ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ Николай Иванович Пирогов (1810—1881) — один из величайших врачей своего времени — занимает особое место в истории педагогической мысли России XIX в. Это человек, «первые слова которого о воспитании пробудили спавшую у нас до тех пор педагогическую мысль». Личность и педагогические сочинения Пирогова привлекали внимание многих исследователей, в том числе его знаменитого современника, основателя научной школы отечественной педагогики К. Д. Ушинского. «Завидую вам, — писал он Модзалевскому, — что вы живете в одном городе с Н. И. Пироговым. Для него одного стоит поселиться на зиму в Гейдельберге. Я никогда не видел этого человека, но едва ли есть кто-нибудь другой, которого я уважал бы более». Что же послужило причиной такого отношения Ушинского к знаменитому хирургу? Ответ можно найти в объемной статье Ушинского «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова», опубликованной в 1862 г. в «Журнале министерства народного просвещения» (№ 3). Статья вышла вскоре после отстранения Н. И. Пирогова от должности попечителя Киевского учебного округа. Ушинский еще сохраняет надежду на возвращение Пирогова к педагогической деятельности и раскрывает его выдающееся значение в истории русского просвещения. Ключом к пониманию педагогической позиции Н. И. Пирогова, по мнению Ушинского, является его первая педагогическая статья «Вопросы жизни» («Морской сборник». 1856. № 9). В этой статье «более, чем в какой-нибудь другой, высказывается, что побудило знаменитого хирурга выйти на педагогическое поприще», что заставило его «после долгой и блестящей карьеры врача, испытав и европейскую известность, и севастопольские тревоги», заняться вопросами воспитания и образования. Напомним, что в «Вопросах жизни» Пирогов говорит о цели бытия человека в мире и обращает внимание на глубочайшее несоответствие между получаемым в детстве христианским воспитанием и обществом, живущим материальными, «торговыми» стремлениями. Единственный возможный выход из этого «ложного и опасного положения» Н. И. Пирогов видел в воспитании духовно сильных «истинных людей», способных мужественно отстаивать свои убеждения, «юных атлетов», приготовленных «воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой». Отсюда его вывод о вреде ранней специализации и необходимости прежде всего общечеловеческого образования, призванного формировать «внутреннего человека»: «Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать... Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане». К. Д. Ушинский очень точно определил основную мысль статьи Пирогова: «Приготовлять человека на искреннюю борьбу с самим собой и с жизнью — вот, кажется, главная цель воспитания, как понимает ее Н. И. Пирогов. Не навязывание своих убеждений, своих идей ребенку; но пробуждение в нем жажды этих убеждений и мужества к обороне их как от собственных низких стремлений, так и от других — вот тот воспитательный идеал, который, сколько мы понимаем, рисовался автору, когда он писал свои “Вопросы жизни”». Ушинский подчеркивает, что статья «Вопросы жизни» явилась плодом долгих размышлений, серьезной внутренней работы автора, «ею высказалась наружу продолжительная, глубокая и искренняя духовная борьба, совершавшаяся в душе человека, в котором общество привыкло видеть только великого целителя телесных язв, и не подозревая, что он еще более думает о духовных язвах человека, чем о телесных». Важность этой статьи Пирогова Ушинский видел в том, что в ней знаменитый хирург обратил всеобщее внимание на непонимаемую многими связь философии и воспитания, «первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа — “вопрос жизни”». Среди философских проблем педагогики Пирогов выделил упоминавшуюся выше идею общечеловеческого образования («гуманного», по терминологии Ушинского), которое должно предшествовать образованию специальному и помочь детям «научиться быть людьми». Надо сказать, что в вопросе о том, что представляет собой это общечеловеческое образование, Ушинский расходился с Пироговым. Пирогов, по всей вероятности, подразумевал под общечеловеческим образованием классическое образование, считая, что оно развивает дух человека, готовит его к восприятию высоких нравственных истин, открывает путь к самопознанию: «Здесь не место распространяться, почему я отдаю безусловно преимущество классическому образованию для вступающих в университет. Скажу только, что это я делаю потому, что приписываю высшую образовательную силу исключительно глубокому изучению древних языков, языка отечественного, истории и математики. Я сошлюсь в этом на вековой опыт, который, вопреки всем возгласам противников, все-таки доказал, что изучение этих наук одно и само по себе уже достаточно образует и развивает дух человека, приготовляя его к восприятию всех возможных, и нравственных и научных, истин». Ушинский же считал, что классические языки никак не могут способствовать воспитанию «человека в человеке», как того хотел Пирогов, что эту задачу способен выполнить только родной язык: «...именно изучение родного языка есть вернейший и прямейший путь к самопознанию человека, которого требует Н. И. Пирогов от образования. Раскрывая ребенку и юноше богатство родного слова, мы раскрываем ему богатство его собственной души, которое он уже чувствовал прежде, чем начал понимать. Изучением родного слова мы вводим дитя в дух народа, создание его многовековой жизни, в тот единственный живой ключ, из которого бьет всякая сила и всякая поэзия». Главной причиной высокой оценки Ушинским роли Пирогова в отечественной педагогике были не столько те или иные его частные педагогические взгляды, сколько его полная искренность и «евангельское детство души». «Это мудрое детство именно и состоит во всегдашней готовности души решать, и решать искренно и с увлечением, самые основные вопросы жизни». И если человек перестал о них думать, считая их ненужными и лишними, «тогда он уже перестал быть ребенком, но тогда он уже и перестал быть человеком вполне». Ушинский с глубоким почтением неоднократно подчеркивал, что Н. И. Пирогов, будучи уже зрелым человеком и «одним из знаменитейших хирургов Европы», продолжал заниматься «гамлетовскими вопросами»: «В чем состоит цель нашей жизни? Каково наше значение? К чему мы призваны? Чего должны искать мы?». Задуматься над этими вопросами жизни Пирогов побудил и русскую педагогическую общественность. Пирогов видит, что в реальной жизни взрослые беспрестанно нарушают «гармонию детского мира», переносят дитя к себе: «Мы спешим ему внушить наши взгляды, наши понятия, наши сведения, приобретенные вековыми усилиями уже зрелого человека. Мы от души восхищаемся нашими успехами, полагая, что ребенок нас понимает, и сами не хотим понять, что он понимает нас по-своему... Кто же теперь виноват, что мы так рано замечаем у наших детей несомненные признаки двойственности души? Не мы ли сами ее немилосердно двоим?.. Исторгая беспрестанно ребенка из его собственного духовного бытия, перенося его все чаще в нашу сферу, заставляя его и смотреть, и понимать по-нашему, мы, наконец, достигаем одного: он начинает казаться не тем, что он есть». Поэтому Пирогов убеждает дать ребенку время стать «человеком» и не торопиться выставлять его на публику, где он привыкает казаться не тем, что он есть, убеждает не давать преждевременно молодой душе повод обнаружить и так живущую в ней двойственность. «Подождите, дайте время развиться духовному анализу. Дайте время начать борьбу с самим собой и в ней окрепнуть. Тогда, кто почувствует в себе призвание, пожалуй, пусть будет и актером: он все-таки не перестанет быть человеком». Внутренняя борьба, двойственность, о которой пишет Пирогов, — это борьба с недобрыми чувствами и желаниями, которые непрестанно возникают в душе человека даже против его воли. Поэтому Пирогов призывает сначала научить ребенка бороться со злом в самом себе, а не побуждать дитя с ранних лет к «искусству притворяться» на «выставках детей» — балах, театрах, публичных экзаменах и других зрелищах. «Все эти искусственные и натянутые попытки так называемого развития ума и сердца развивают только преждевременно двойственность души человека, еще не окрепшего в борьбе с самим собой. Они довершают только то, что и без них начинают слишком рано общество, школа и, увы! — сам родительский дом». Пирогов убеждает внимательно следить за проявлениями двойственности в душе ребенка, первыми проявлениями которой являются притворство и ложь. К. Д. Ушинский высоко оценил работу «Быть и казаться», полностью разделяя идеи Пирогова о недопустимости развития в детях тщеславия, притворства, неискренности, когда они начинают играть роль перед собой и другими. Как и Пирогов, Ушинский видел, что этому способствуют не только всевозможные зрелища, но и обычные школьные занятия. «Этими золотыми словами не только осуждаются детские театры, детские балы, экзамены и всякого рода выставки детей, но и кидается яркий свет на вред многих, по-видимому, полезных школьных занятий. Мы заставляем дитя сочинять о том, чего оно не видело, не чувствовало; заставляем его прикидываться то глубокомысленным, то восторженным, то чувствительным и полагаем гибельные начала двойственности в его душе. Мы заставляем ребенка повторять наши мысли, наши чувства и восхищаться, что дети, побуждаемые желанием понравиться нам и заслужить нашу похвалу, передразнивают нас так удачно». Итак, даже неполный обзор отзывов Ушинского о Пирогове свидетельствует о том, какое огромное значение для отечественной педагогики имела личность и деятельность знаменитого хирурга. Заключительные слова статьи «Педагогические сочинения Пирогова» во всей полноте раскрывают отношение Ушинского к этому замечательному деятелю отечественного просвещения. В этих строках отмечены самые яркие черты его личности — нравственная сила духа и искренность — те качества, которые, по мнению Ушинского, и послужили причиной глубокого влияния Н. И. Пирогова как на воспитанников, так и на педагогическую общественность того времени в целом. «Никакие уставы, никакие реформы, никакие штаты не сделают ничего в такой практической и вместе духовной области, каково образование народа, если люди, подобные Н. И. Пирогову, не внесут в эту область всей живительной силы своего могучего и до глубины искреннего духа. другой такой жизни, какова жизнь Н. И. Пирогова, мы не знаем в России. Если Н. И. Пирогов призывает нас к бескорыстной деятельности на пользу народа; если он говорит нам о нравственной силе духа; если он указывает нам на необходимость нравственного самовоспитания как единственного средства действовать благотворно на воспитание народа; если он говорит нам о религии, нравственности, любви к людям и любви к отечеству, бескорыстии, самопожертвовании, то эти слова уже не одни громкие фразы, а дела, или укоряющие нас в бездействии, или призывающие нас к спасительной деятельности. Н. И. Пирогов не только возбуждает в нас желание деятельности на пользу общественную, но и рождает твердую уверенность в том, что эта деятельность не пропадет даром». ... Становится очевидной актуальность многих педагогических идей Н. И. Пирогова, со всей силой обнаруживается правота слов Ушинского: «Личности, подобные личности нашего знаменитого хирурга и педагога, не боятся времени. Время — их искренний друг: оно мало-помалу возращает семена, ими посеянные, и выдвигает все ярче и ярче, ставит все выше и выше того, кого, может быть, вначале почти закрывали страсти и предрассудки современности. Чем грубее были нападки на Н. И. Пирогова, тем более убеждались мы в полной необходимости такого человека для русского воспитания». «Народ, из среды которого выходят такие личности, какова личность Н. И. Пирогова, может с уверенностью глядеть на свою будущность». Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-o-znachenii-n-i-pirogova-dlya-otechestvennoy-pedagogiki Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский в Гейдельберге. Худ. А. Сидоров